Правильный учет расхода топлива по путевым листам требует внимательности и системного подхода. Использование утвержденных методик расчета позволяет контролировать затраты на ГСМ и выявлять возможные злоупотребления. Для крупных автопарков рекомендуется автоматизация процесса учета.
Содержание
Основные принципы учета расхода топлива
Нормативный метод | Расчет по утвержденным нормам расхода |
Фактический метод | Учет реального потребления по данным заправок |
Пошаговая инструкция по расчету
Заполнение путевого листа
- Фиксация показаний одометра при выезде
- Запись времени начала и окончания рейса
- Отметка о заправках (количество литров, остаток)
- Фиксация показаний одометра при возвращении
Формулы для расчета расхода
Общий расход | Остаток на начало + заправки - остаток на конец |
Расход на 100 км | (Общий расход × 100) / Пройденный километраж |
Пример расчета
Показания при выезде | 24500 км |
Показания при возвращении | 24750 км |
Пробег | 24750 - 24500 = 250 км |
Расход топлива | 40 литров |
Расход на 100 км | (40 × 100) / 250 = 16 л/100км |
Нормативный метод расчета
- Использование базовой нормы для данной модели ТС
- Учет поправочных коэффициентов (сезон, дорожные условия)
- Формула: Норма × (1 + Σ поправочных коэффициентов) × пробег
Типичные ошибки при учете
Несвоевременное заполнение | Забывают фиксировать показания вовремя |
Неточные записи | Округления, пропущенные цифры |
Неучтенные заправки | Пропуск данных о дозаправках в пути |
Программы для автоматизации учета
- 1С:Транспортная логистика
- Тахографы с функцией учета расхода
- Мобильные приложения для водителей
Рекомендации по ведению учета
- Ежедневная проверка заполнения путевых листов
- Сверка данных с чеками АЗС
- Анализ отклонений от нормативов